Регулярка или чартер? Разница между ними, прямо скажем, немаленькая. Регулярные рейсы выполняются крупными авиакомпаниями (зарубежными и отечественными - “Аэрофлот”, “Сибирь”, “Пулковские авиалинии”, ГТК “Россия”) строго по расписанию, и “регулярный” лайнер полетит даже, если вы в салоне будете один. Вылетит такой самолет скорее всего вовремя, салон будет разделен на три класса (первый, бизнес- и эконом-класс), в дороге вам предложат прессу, продукцию duty-free и обед с вином. Эконом класс (Y), обычно подешевле, зато в бизнес классе (С, J), расстояния между креслами существенно больше, лучше кормят, поят, и ухаживают. В аэропорту можно не толкаться в общей толпе, а спокойно попить кофе и получить другие услуги в отдельном VIP-зале. Правда стоит это удовольствие существенно дороже обычного билета эконом-класса. Кроме того, покупая билет на регулярный рейс, можно приобретать билет только в одну сторону, выбирать между несколькими тарифами, рассчитывать на скидки для молодежи, пенсионеров, или часто летающих пассажиров.
В отличие от регулярного рейса, “хозяин” (или как они сами выражаются, “консолидатор”) чартерного рейса – туркомпания, которая сама (или через посредника-“авиаброкера”) договорилась с авиакомпаний, забронировала целиком самолет и “пустила” его в нужном направлении. При этом часто турфирма “поднимает чартер” не сама, а в “пуле” с несколькими другими компаниями. Кроме того, блоки мест на чартерных рейсах выкупают менее крупные турфирмы. Поэтому не удивляйтесь, если совершенно разные турфирмы будут называть один и тот же чартерный рейс “своим собственным” – это нормальное явление. При этом повсеместно распространенное мнение, что для чартерных полетов используются какие-то совсем уж “разбитые” самолеты (чаще всего под чартеры берутся Ил-86, Ту-154, а на западноевропейских маршрутах – “малошумные” Ту-154М) вряд ли верно. Большинство чартерных авиарейсов выполняются “регулярными компаниями” на своих обычных машинах. В отличие от той же Германии, где авиакомпании давно уже разделились на регулярные и чартерные, у нас чисто чартерных компаний пока что немного. А вот что касается неудобного времени вылета и опозданий – здесь ваши опасения вполне могут оправдаться, поскольку чартеры вынуждены летать в “окнах” между регулярными рейсами. К тому же, периодически руководство “Шереметьево” вводит дополнительный сбор за вылет чартерного рейса в удобные утренние часы. Нескольких видов питания, бесплатного спиртного и тележки с сувенирами во время чартерного полета вы также, скорее всего, не обнаружите (за исключением чартерных рейсов на элитарные курорты – например, чартерного рейса на озера австрийской Каринтии, который выполняется “Аэрофлотом” на новом “Боинге”). Еще одно неудобство - поскольку чартерные рейсы выполняются в виде “цепочки” (самолет привозит “свежих” туристов и тут же увозит предыдущих), то, скорее всего, обратно вы сможете улететь ровно через 7 или 14 дней. На суперхитовые направления ставят 2 и более раз в неделю, соответственно, появляются билеты на 10, 11 и 3-4 дня. Тип самолета может определяться за 1-2 дня до вылета, в зависимости от загрузки: много билетов продали - полетит Ил-86, если недобор пассажиров, то Ту-154.
Бывают еще так называемые “отстойные” рейсы. Несмотря на пугающее название, это просто термин для чартерного рейса, при котором самолет ждет туристов в аэропорту весь период их отдыха (чаще всего такие одиночные чартерные рейсы выполняются на праздничные дни). Впрочем, там, где много различных рейсов (например, на турецком направлении), длительность отдыха и, соответственно, дату возвращения можно варьировать.
Однако, все эти неудобства искупаются одним огромным преимуществом – билет на чартерный перелет значительно (иногда в 2-3 раза) дешевле, чем на регулярный. Кроме того, на ряд популярных "пляжных" курортов регулярные рейсы просто не летают, или их число минимально.