С начала года доля чартерных перевозок у авиакомпании «Скай Экспресс» выросла с 5 до 30%. О новой стратегии развития рассказывает генеральный директор авиакомпании Марина Букалова.
- Марина, ваш интерес к чартерам связан с кризисом?
- Да, рост объема чартерной перевозки – результат целенаправленной работы нашей команды по диверсификации бизнеса авиакомпании, до этого предлагавшей только регулярные рейсы на внутреннем рынке. Основная причина выхода на чартерный рынок – общее падение спроса на регулярных маршрутах, в среднем до 20% в первой половине года, и поиск авиакомпанией новых источников дохода. К тому же после ухода AirUnion на чартерном рынке появилась свободная ниша. Нам «на руку» и запреты европейских и египетских авиационных властей на полеты воздушных судов советского производства в Европе.
- Вам удалось таким образом преодолеть последствия кризиса?
- Еще осенью 2008 года. «Скай Экспресс» разработала антикризисную программу и начала ее реализацию в январе 2009 года. Результаты этой программы дали результаты уже в мае. Мы стабилизировали объемы перевозок и значительно улучшили финансовые показатели компании по отношению к прошлому году. Добиться этого удалось как за счет сокращения расходов, в частности, на топливо, так и за счет увеличения доходности перевозок на регулярных рейсах и расширения чартерной программы.
- Насколько, по вашей оценке, «просел» чартерный рынок в этом году?
- Чартерный рынок «просел» практически так же, как и весь рынок авиаперевозок. Но успех «Скай Экспресса» в этой нише можно объяснить перераспределением существующего туристического потока от крупных туроператоров с большими блоками мест на машинах типа Боинг-747 и Ил-86, гибким ценовым предложением и совершенно иной культурой обслуживания пассажиров на борту. Сегодня гораздо выгоднее заказывать небольшой Боинг до 148 кресел, допущенный к полетам в Европу, со стоимостью кресла, сравнимой с ценой места на широкофюзеляжном самолете.
- Сколько рейсов вы планируется осуществлять зимой? Появятся ли в расписании чартерных полетов новые направления?
- Зимняя чартерная программа пока только формируется. С ноября будем выполнять рейсы на популярные горнолыжные курорты Финляндии, Австрии, Италии, Турции. Статистика первого полугодия 2009 года показывает, что самым популярным горнолыжным курортом в прошлом зимнем сезоне был Зальцбург, на долю которого пришлось более 6% рейсов. Мы рассчитываем совместными усилиями с нашими партнерами по европейским чартерным программам открыть несколько новых направлений в Европе.
Надо сказать, что операторы очень взвешенно и рационально подходят в этом году к формированию чартерных цепочек. Они уменьшили свои амбиции по расширению доли на рынке, основная их цель в этом сезоне – сбалансированная программа, направленная на минимизацию рисков. Мы такой подход только приветствуем, так как нам он гарантирует стабильную загрузку и не простаивающие в пик сезона из-за снятия программ самолеты.
- Как изменится стоимость чартерной перевозки по сравнению с прошлой зимой?
- Все будет зависеть от стоимости топлива. По нашим прогнозам, она должна быть сравнима с прошлогодней. Это означает, что стоимость должна сохраниться в валютном исчислении. Рублевая стоимость как перевозки, так и отдыха, естественно, возрастет.
- Расскажите о воздушном парке компании.
- В начале 2009 году авиакомпания получила очередной десятый Боинг 737-500, но практически одновременно с ним отказалась от одного из первых самолетов, полученных в 2007 году. Поэтому в воздушный парк «Скай Экспресса» сейчас – это 9 воздушных судов. В период с 2010 по 2012 гг. «Скай Экспресса» планирует увеличить парк до 17 самол