Ситуация, когда по каким-то причинам отправление вашего самолета задерживается, не редкость в наше время. Законодательство обязывает авиакомпании позаботиться о вас. Что именно должна сделать авиакомпания и на что вы имеете право?
Когда вы покупаете билет на самолет, вы заключаете договор с авиакомпанией. Сам билет является этим договором. Перевозчик обязуется доставить вас в нужное место, а вы обязуетесь это оплатить. Купив билет, вы выполнили свои обязанности по этому договору. Если ваш рейс задерживают или отменяют - это нарушение обязанностей авиакомпании по договору.
Но есть такое понятие, как форс-мажор, т.е. когда задержка рейса происходит по не зависящим от авиакомпании причинам.
В статьях 794 и 795 Гражданского кодекса описаны все ситуации, когда авиакомпания виновата в задержке рейса, а когда нет:
"За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика".
К таким причинам можно отнести плохую погоду, стихийное бедствие, угрозу террористического акта, неисправность самолета, требование органов безопасности, забастовку персонала и т.п. В этом случае компания не виновата в срыве своих обязательств по договору, и получить от нее компенсацию нанесенного вам ущерба не получится.
Если же самолет был задержан или вовсе вылет был отменен по другим причинам, то это, несомненно, вина перевозчика, и вы имеете право на компенсацию. Даже если на рейс пришло всего 10 человек и компания отменила его из-за невыгодности полета.
Если посмотреть внимательно на свой авиабилет, то там можно найти примерно такую фразу "время вылета, указанное в билете, в расписании и прочих документах не гарантируется и не является частью договора" и дается ссылка на Варшавскую конвенцию. Таким образом авиакомпании пытаются обезопасить себя от претензий за срыв сроков.
Но, что интересно, в тексте Варшавской конвенции нет ни слова о том, является ли время вылета частью договора или нет. Как показывает российская судебная практика, время вылета и время в полете считается судом неотъемлемой частью договора, и судьи оказываются на стороне пассажира. Поэтому можете смело игнорировать подобные приписки в билете.
Нанесенный ущерб вам придется доказывать в суде. Сделать это можно как по месту регистрации авиакомпании, так и по вашему месту жительства. Позаботьтесь о документальных подтверждениях нанесенного вам ущерба. Это могут быть и билеты на концерт, на который вы опоздали из-за задержки рейса, и туристическая путевка с оплаченным отелем и экскурсиями. Как правило, суды принимают это все во внимание и назначают сумму компенсации, которая покрывает все ваши издержки.
Но всё это касается нанесенного ущерба из-за срыва срока вылета. Возможно, вы просто летите навестить родственников, и задержка рейса не наносит вам никакого ущерба, кроме самого факта томительного ожидания в аэропорту.