Сборы авиакомпаний и аэропортов, входящие в стоимость билета, давно уже могут превышать рекламируемый тариф. С тех пор как в мае 2004 года British Airways ввела скромную доплату в £2,50 за перелет, перевозчики открыли для себя неисчерпаемый источник для обогащения — и в этом от них не отстают и правительства иных вполне развитых стран мира.
Еще каких-то четыре года назад, увидев любой авиатариф, мы могли быть спокойны: фактически именно столько и предстояло заплатить. Максимум цена могла вырасти на несколько десятков долларов за счет аэропортовых сборов, и только в случае международного перелета. Теперь потребитель билетов ни в чем не может быть уверен: объявленная цена запросто может в реальности оказаться вдвое или втрое выше. И узнает он об этом только когда пойдет в кассу или начнет бронирование на сайте — к заявленному по распродаже, скажем, Lufthansa тарифу 8655 р. в Дели добавится сборов еще на 12085 р.
Свой вклад в то, что продажа авиабилетов превратилась в форменный лохотрон, внесли очень многие — в первую очередь сами авиакомпании, но также и аэропорты, правительства, нефтяные компании, борцы за экологию и даже международные террористы. После атак 11 сентября по всему миру усилился контроль в аэропортах, расходы на который покрываются специальными сборами на безопасность. В США он так и именуется "сбор 11 сентября" — $2,50 за полетный сегмент. Европейские аналоги обычно выше — от 3 до 7 евро в Германии, 4 евро в Италии и Греции, 8 евро в Австрии, 1,60 евро в Испании, 11 евро в Нидерландах. Отдельные авиакомпании собирают дополнительно свою дань за безопасность — к примеру, Lufthansa и Austrian требуют сверху еще по 8 евро за полетный сегмент.
Но сборы за безопасность — все же мелочи, тем более часто оправданные. Зато некоторые страны вводят налоги, понять которые трудно. Лучший пример — так называемый дополнительный пассажирский сбор (APD), введенный в 2006 году в Великобритании. Российские пассажиры вправе считать себя главными пострадавшими — британское правительство причислило полеты в Россию к дальнемагистральным, за которые берется вчетверо более высокий сбор, чем за европейские: £40 (более $80) в экономе и £80 ($160 с лишним) в бизнес-классе. Почему трехчасовой рейс из Лондона в Петербург — дальний, а пятичасовой в Ларнаку — ближний, знает, наверное, только автор идеи, тогдашний министр финансов, а ныне премьер-министр Гордон Браун. Даже если вы летите из Британии по "ближнему" направлению в Европу, но там делаете пересадку на Россию по тому же билету, вы все равно заплатите британцам все £40 вместо £10. Вероятно, английские власти считают, что ваш полет из Вены в Москву или Ростов радикально ухудшит экологию у них на островах, а потому нужно содрать с вас лишние £30. Не отстают и отдельные аэропорты. Афинский не так давно стал дополнительно к основному своему сбору в 11,86 евро взимать еще сбор на развитие аэропорта — 12 евро для любых европейских направлений и 22 евро для любых неевропейских. Почему пассажир, улетающий не в Европу, должен больше участвовать в святом деле развития афинского аэропорта — тайна за семью печатями. К неевропейским греки отнесли не только Россию, но и Украину. При этом пассажир, отправляющийся рейсом "Аэросвита" до Киева, платит 22 евро, а пассажир того же самолета, который в Киеве пересаживается на другой рейс в Стокгольм — только 12 евро.
Впрочем, большинство аэропортов и правительств все же ведут себя более прилично и пассажиров за дойных коров не держат. Жителям России в этом плане повезло больше всех: клиенты российских авиакомпаний вообще не платят никаких аэропортовых или пограничных сборов при вылете из российских аэропортов.
Настоящим же бедствием стали введенные авиакомпаниями топливные сборы. Впервые они появились в 2004 году, после очередного скачка цен на горючее. "Мы хотим, чтобы наши пассажиры знали, что за эту часть стоимости билета отвечаем не мы, а нефтяники", — гордо объясняли авиаперевозчики отдельную наценку в несколько евро и обещали отменить ее, как только цены на нефть упадут ниже $30 за баррель. С тех пор нефтяные цены превысили $100 — и снижения их не ожидается. Казалось бы, авиакомпаниям давно следовало смириться с реальностью и включить топливную доплату в состав основного тарифа, тем более что ситуация дошла до абсурда — доплата уже часто превышает сам тариф. Но перевозчики знай себе накручивают топливный сбор. И неспроста. Первая причина на поверхности — они попросту заманивают пассажира низким формальным тарифом, как торговцы на восточном базаре: главное — затащить покупателя в лавку, а там уж как-нибудь. Но эта причина не основная. Главное — топливные сборы позволяют перевозчикам получать дополнительные деньги просто из воздуха, играя на различии правил для тарифа и сбора.
Первыми пострадавшими оказались дети. В рассылке авиакомпании Lufthansa обещают на билет в Дели детскую скидку в Дели в 33%. Но только на сам тариф, а сборы ребенок должен оплачивать целиком. В итоге детский билет стоит 17890 р. — только на 14% дешевле взрослого. Так же не повезло прочим льготным категориям путешественников, не говоря уже о корпоративных клиентах, летающим по заранее оговоренным с компанией заниженным тарифам, но оплачивающим сборы в полном масштабе.
Другой жертвой стали самые лояльные клиенты авиакомпаний. Участников программ для часто летающих пассажиров авиакомпании отблагодарили лишением бесплатных билетов: теперь даже за заработанный призовой билет надо платить — все те же астрономической величины сборы. Фактически приз уполовинен: "бесплатные" билеты на короткие расстояния теперь стоят несколько тысяч рублей, на дальние с пересадкой — около десяти тысяч, а то и больше.
Только в одном случае большие сборы могут обернуться для пассажира благом — когда приходится отказываться от невозвратного билета. Сборы в этом случае подлежат возврату, и чем большую часть общей суммы они составляют, тем больше денег удастся вернуть. Но много ли пассажиров пойдут сдавать билет, при покупке которого их предупредили, что он невозвратный? А для пассажиров российских авиакомпаний это теперь вообще не имеет значения, поскольку по новым правилам возвратными являются все билеты в полном объеме. После ликвидации этого единственного для пассажиров плюса топливные сборы у российских перевозчиков стали стремительно расти.
Резко уменьшилась привлекательность полетов с пересадкой, которые еще недавно были самыми дешевыми. Формально тарифы таких полетов остались низкими, но делать такую же скидку на сборы никто не собирается (приятное исключение — Swiss). Каждая пересадка — новый букет сборов. К примеру, тариф "Аэрофлота" в Дели почти вдвое выше тарифа Lufthansa — 14235 р. Но в реальности заплатить придется заметно меньше — 17698 р. против 20740 р. у Lufthansa, поскольку рейс "Аэрофлота" прямой, а его топливные сборы на дальние расстояния щадящие — всего 35 евро за сегмент.
Последний писк доплатной моды — сбор за сам факт оформления перевозки, так называемый сервисный сбор. Его сейчас массово вводят компании, не желающие платить комиссию агентам и перекладывающие ее на плечи пассажиров. Причем сбор берется, даже если никаких посредников нет: Finnair ничтоже сумняшеся требует за покупку билета на ее сайте дополнительно еще 20 евро, SAS и Austrian — 10 евро, Lufthansa — 14 евро. А в кассах эти суммы обычно еще выше. Другие компании вводят сборы за платеж по кредитной карте, чтобы не терять на комиссии банку-эквайеру, а, наоборот, заработать самим. Иные вообще не считают нужным расшифровывать, за что они берут сборы, ограничиваясь только указанием общей суммы. Из российских перевозчиков полный расклад публикуют только "Сибирь", "Трансаэро", "Аэрофлот–Дон", "ВИМ-авиа", "Уральские авиалинии" и "Владивосток Авиа".
По счастью, некоторые государства уже ограничивают весь этот беспредел. Во многих европейских странах запрещено рекламировать тарифы без сборов. Теперь один и тот же тариф Swiss на российском сайте компании показывается без сборов, а на швейцарском — уже со сборами. В США и вовсе запрещено отделять топливные сборы от тарифа, и американским пассажирам почти все вышеперечисленные проблемы просто незнакомы. По этой причине билеты за мили стоит по возможности оформлять на рейсы американских перевозчиков: сборы будут минимальны. Правда, некоторые из них не упускают случая ввести сборы, продавая билеты в Европе: билет Delta Нью-Йорк — Париж — Нью-Йорк стоит $550 + $75 сборы, а Париж — Нью-Йорк — Париж — $290 + $335 сборы; недавно та же Delta начала в тестовом режиме брать топливный сбор при полете за мили из Европы. В России пока подобными законами и не пахнет, и мы, видимо, еще долго будем получать рекламные рассылки с ценами вдвое ниже реальных.