Для одних пассажиров главное в воздушном путешествии - комфорт, для других превыше всего экономия, поэтому они выбирают авиакомпанию по принципу «не стоит переплачивать, если можно долететь в нужное место за меньшие деньги». Для таких бережливых клиентов и существуют бюджетные перевозчики, они же дискаунтеры, они же лоукостеры (от англ. low cost – «низкая цена»).
Первыми сокращать расходы на воздушные рейсы начали практичные американцы — в середине XX века дешевые перелеты с минимальным набором услуг стала предлагать компания Pacific Southwest Airlines. Сегодня перевозчики-лоукостеры работают во всем мире, в том числе в России. В 2006 году была создана компания SkyExpress, потом к ней присоединилась Red Wings, а совсем свежий игрок в секторе экономичных рейсов — появившаяся летом 2009-го «Авианова».
SkyExpress и «Авианова» осуществляют только внутренние перевозки, a Red Wings обслуживает также иностранные направления. Работают в России и несколько европейских лоукостеров. Правда, о них наши туристы часто забывают — возможно, потому, что эти компании предлагают весьма ограниченное количество маршрутов. Например, самолеты Air Berlin из Москвы летают лишь в Берлин, Дюссельдорф и Мюнхен, другой германский бюджетный перевозчик, Germanwings, готов доставить вас в Берлин, Кельн, Штутгарт и еще несколько немецких городов, a Niki выполняет рейсы только в Вену.
Действительно ли рейсы лоукостеров фантастически дешевы? Слоганы вроде «билет за 30 евро» или «новый тариф — всего 400 рублей» способны любому вскружить голову, но важно учитывать, что как правило в сумму, указанную в рекламе, не входят налоги и сборы (аэропортовые и топливные), ощутимо повышающие цену. К тому же здесь работает стандартный принцип «чем раньше бронируешь поездку, тем меньше она стоит». За несколько месяцев до полета и правда можно приобрести билеты по сказочной цене, вот только в случае изменения планов их уже не сдать. Тем не менее экономия существенная — порой бюджетные перевозчики позволяют путешествовать почти вполовину дешевле, чем их обычные собратья.
Многие потенциальные клиенты считают, что бюджетные авиакомпании — это задержки рейсов, ненадежные самолеты и очень плохое обслуживание. И в самом деле, нельзя ведь за небольшие деньги получить отличное качество — значит, на каких-то компонентах они экономят! На каких же именно и с чем сталкиваются пассажиры дискаунтеров?
В аэропорту
Уточните прежде всего, в какой аэропорт вам предстоит прилететь. Ради экономии многие европейские бюджетные авиакомпании пользуются терминалами и взлетными полосами во второстепенных аэропортах, расположенных в отдалении от крупных городов. Например, британская easyJet базируется в аэропорту городка Лутон, что в 48 километрах от Лондона, а собираясь в Барселону, вы можете оказаться в аэропорту Жироны, что в 92 километрах от столицы Каталонии.
Поскольку (опять же в целях экономии) дискаунтеры выбирают для рейсов часы, когда воздушные коридоры наименее загружены, а аэропортовые сборы ниже, взлетать и приземляться вам наверняка придется поздней ночью или ранним утром. Можете себе представить, как «удобно» в это время добираться из дальнего пригорода до отеля. С российскими лоукостерами проще: в Москве все они базируются во Внукове, так что особенных сюрпризов не предвидится. Правда, этот аэропорт в текущем году отличился крайне долгой процедурой выдачи багажа.
Неудобства в общении с дискаунтерами возникают еще и по той причине, что в штате у них работает минимум сотрудников, поэтому к стойкам регистрации часто выстраиваются длинные очереди. Впрочем, в российских аэропортах они для большинства авиакомпаний скорее правило, чем исключение, так что особой разницы вы не заметите. Кроме того, даже если лоукостер вылетает из крупного аэропорта, выход на посадку наверняка будет дальним, и в самолет вы попадете не через удобную «кишку», а отправитесь на автобусе по взлетному полю.
Все перечисленное выше — мелочи по сравнению с тем, что тревожит пассажиров гораздо сильнее, а именно перспектива задержки вылета. Однако данная проблема с ценами на билеты никак не связана. Самый большой риск задержек — на чартерных рейсах. Любой авиакомпании, осуществляющей регулярные перелеты (не важно, дорогие у нее билеты или дешевые), выгодно, чтобы самолеты как можно меньше простаивали в аэропорту.
На борту
«Раз билеты такие дешевые, мы, видимо, стоя полетим?» — часто шутят туристы. Еще одна популярная страшилка — легенда о том, что бюджетные перевозчики покупают по самой низкой цене старые или вовсе списанные самолеты, способные развалиться прямо в воздухе, и безбожно экономят на ремонте. Действительно экономят — поэтому стараются приобретать машины одного типа, что позволяет уменьшить расходы на ремонт, замену деталей, подготовку пилотов. Red Wings, например, использует только Ту-204-100, но достаточно новые, SkyExpress — «Боинги-737», хотя и подержанные.
Еще лоукостеры экономят на комфорте пассажиров: в самолетах этих перевозчиков нет бизнес класса, проходы узкие, спинки кресел часто не регулируются (и слава богу — расстояния между сиденьями и без того малы, а уж если сосед впереди откинет спинку своего кресла, вам придется отнюдь не сладко). На борту либо слишком холодно, либо чересчур жарко, туалетов в салонах меньше, чем могло бы быть, — словом, дешево и сердито.
Предлагаемые лоукостерами авиарейсы могут быть особенно актуальны, если вы планируете путешествовать по Европе. Например, отдохнув на Лазурном Берегу, вы хотите посетить Париж. В таком случае выгоднее обратиться к услугам авиакомпании easyJet, летающей из аэропорта Ниццы в столицу Франции. Минимум формальностей и излишеств на борту, но ваш воздушный путь займет меньше времени и обойдется существенно дешевле, чем дорога на поезде. При этом покупать авиабилет лучше заранее, еще в Москве, воспользовавшись банковской картой и сайтом авиакомпании.
Обслуживание тоже бывает разными. Большинство дискаунтеров работают по принципу «мы берем с вас деньги только за перелет, а все, что вы захотите получить сверх того, можете оплатить дополнительно». Под сверхнеобходимым подразумевают напитки, еду, возможность выбрать себе место. Голодным вас в полете, конечно, не оставят, но бутерброды и газировку придется покупать. Хотя в данном вопросе у каждого лоукостера свой подход. Клиенты Red Wings получают вполне приличное питание, а пассажиры SkyExpress довольствуются приобретенными за свой счет ланч-боксами или сандвичами и кофе из экспресс-кафе на борту. Зато этот перевозчик развлекает клиентов другими способами: стоит самолету оторваться от земли, и вас завалят предложениями купить футболку, пазл или пледик с эмблемой авиакомпании, заказать такси от аэропорта.
Доходы от продажи дополнительных услуг и товаров составляют важную часть бюджета лоукостеров, так что не удивляйтесь, если перелет напомнит вам поездку в пригородной электричке (с той разницей, что торгуют не посторонние коробейники, а бортпроводники). Впрочем, авиакомпании не всегда думают исключительно о выгоде — клиентам SkyExpress иногда выпадает счастье поучаствовать в розыгрыше билетов на какое-нибудь не очень популярное шоу.
Сдавая багаж
Некоторые европейские дискаунтеры отказались не только от бизнес класса, но и от багажного отделения, так что пассажиры летят с чемоданами на коленях. Впрочем, еще неприятнее, если за багаж приходится платить, ведь в стоимость билета как правило включена перевозка только ручной клади. Скажем, Germanwings за одно место багажа (не более 20 килограммов) с вас потребует шесть евро при бронировании билетов или 20 евро, если вы будете декларировать свои вещи в аэропорту. Отечественная «Авианова» работает по тому же принципу: багажное место стоит в случае регистрации при заказе билетов 300 рублей, а в аэропорту 400 рублей.
Если ваш чемодан окажется тяжелее нормы (свыше 20-25 килограммов), придется оплачивать еще и перевес. Впрочем, не все столь прижимисты. Red Wings и SkyExpress не берут дополнительной платы за багаж, хотя ограничения по весу у них строже, чем у более дорогих авиакомпаний (например, клиентам SkyExpress разрешено бесплатно провозить с собой 15 килограммов вещей, а не 20, как в экономклассе «Аэрофлота»).
Вот, собственно, и все отличия перевозчиков-лоукостеров от традиционных авиакомпаний. Насколько ощутимы неудобства экономобслуживания, судить вам.
Может, сложив стоимость билета, топливные сборы, доплату за багаж и затраты на дорогу из удаленного аэропорта, вы обнаружите, что выиграли в цене не так уж много и целесообразнее было бы выбрать обычный рейс. Или, наоборот, решите, что тесный салон и отсутствие обеда в полете — пустяки по сравнению с возможностью путешествовать из одной страны в другую быстрее и дешевле, чем на поезде. Главное — знать, что бюджетные авиакомпании не предлагают стоячие места на борту и не высаживают пассажиров с помощью парашютов. Пользоваться услугами лоукостеров совсем не страшно.
/Деловой мир.Туризм и отдых/