Современный аэропорт не просто транспортный узел, а целый город: в нем можно провести деловые переговоры, с комфортом поспать, посетить выставку, поиграть в волейбол и даже отпраздновать свадьбу.
Сегодня пассажир проводит в аэропорту все больше времени. По подсчетам маркетингового агентства Airport Interviewing & Research Inc., в связи с усилением мер безопасности среднее время пребывания в аэропорту увеличилось по сравнению с 2000 годом вдвое (сейчас это 103 минуты).
Экономическая успешность аэропорта уже не зависит напрямую от количества перевозок. В `Схипхоле` - главном аэропорту Нидерландов, который стоит на 4-м месте по показателю пассажирских перевозок в Европе, по данным отчета за 2007 год лишь 57% прибыли приходится на собственно авиационные услуги.
`Аэропорты конкурируют друг с другом, стараясь предложить пассажирам наиболее полную программу развлечений и впечатлений, сравнимую по интенсивности с городской жизнью`, - объяснил Роберт О`Меара из европейского отделения Международного совета аэропортов ACI Europe.
12 августа определился список претендентов на проведение реконструкции и управление аэропортом `Пулково`. По словам советника директора по развитию аэропорта Виктора Конященкова, в проекте будет использована концепция `аэропорт-сити`: `Это место для жизни, а не просто перевалочный пункт, хотя первая очередь строительства - это, конечно, пассажирский терминал, привокзальная площадь и паркинг под общей крышей, чтобы при нашем климате пассажирам не надо было выходить на улицу`. Проектируются также линия легкого метро из города в аэропорт и новые автомобильные развязки.
`В наших дальнейших планах - создание культурного пространства внутри аэропорта, - продолжает Конященков. - Например, выставки по истории Санкт-Петербурга или авиации. А еще почему бы не повесить в `Пулково` копии знаменитых картин Эрмитажа?` `Там будут спа-центр, хорошие рестораны - места, где приятно находиться, - рассказал `Пятнице` вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов. - О конкретных дизайнерских решениях говорить пока рано`. Из европейских аэропортов Молчанов особенно ценит цюрихский: `Даже транзитный пассажир, находящийся там несколько часов, чувствует себя швейцарцем: чистый воздух, шоколад, очарование горной Швейцарии. В такой аэропорт хочется вернуться снова`.
Аэропорты позиционируют себя не только как транспортные узлы, но и как места, где можно назначить деловую встречу, сделать покупки, посетить выставку и даже, как предлагают в Мельбурне и Бангкоке, сыграть в гольф. `Нон-стоп сервис` - девиз аэропорта в Мюнхене. `Насладитесь впечатлением` - слоган сингапурского `Чанги` (в этом месяце там открылся сад тропических бабочек, где представлено 1000 видов насекомых).
`В аэропорту должно быть все, что есть в обычном городе: бары, спа, бассейны, автосалоны, кинотеатры. Причем это должно быть доступно не только пассажирам, но также встречающим и провожающим`, - говорит Эльдар Тузмухамедов, руководитель пресс-службы аэропорта `Домодедово`.
Самолет к двери
В конце июля в лондонском `Хитроу` открылся пятизвездочный Sofitel London Heathrow на 605 номеров. C недавно введенным в эксплуатацию пятым терминалом он соединен небольшим - около ста метров - переходом. Гостиница ни в чем (включая кухню, которой занимается один из самых известных британских шефов Альберт Ру) не хочет уступать отелям в Мейфер. Руланд Вос, президент европейского, африканского и ближневосточного отделений сети отелей Starwood, отмечает, что образ отеля в аэропорту изменился: `Об этом говорит число пятизвездочных гостиниц. В них такая шумоизоляция, что соседство с терминалом не мешает. Сейчас много внимания уделяется дизайну, досугу, развлечениям, фитнесу`.
Однако в `Хитроу` и `Гатвике` (а с сентября и в `Схипхоле`) можно выбрать более бюджетный вариант: прямо на территории аэропорта расставлены Yotel - коробки-отели без окон размером приблизительно 2,5×3 метра. Критики окрестили их «iPod гостиничного бизнеса» или — менее почтительно — будками. В номере (от 25 фунтов за 4 часа) есть кровать, откидной рабочий стол, ванная с душем, 20-дюймовый плоский экран, доступ в интернет и меню для заказа еды в любое время суток. Отель, спроектированный совместно с Пристманом Гудом — автором дизайна салонов бизнес-класса аэробусов А350 и А380, клиенты оценивают благожелательно. «Самое утомительное в путешествии — это добираться на автобусе до гостиницы с неоправданно высокими ценами, чтобы провести там только полночи и вернуться в аэропорт. А в Yotel — отличное обслуживание, низкая цена, быстрый интернет, и все это в пяти минутах от стойки регистрации», — пишет пользователь сайта TripAdvisor.
Передвижные выставки
«В прошлом году через наш аэропорт прошли 19 млн пассажиров, а вместе с провожающими и встречающими — свыше 35 млн человек. Это колоссальная аудитория», — говорит Эльдар Тузмухамедов. С ним согласен и коллекционер Пьер-Кристиан Броше, который совместно с компанией «Новапорт», управляющей рядом региональных аэропортов России, организует с 21 августа по 2 сентября в новосибирском «Толмачево» выставку современного искусства. «Аэропорт — прекрасное выставочное пространство, в день его посещают до 5 тысяч человек. Почему бы не попробовать? — говорит Броше. — Тем более что актуальное искусство должно осваивать новые площадки и говорить с разной аудиторией». В проекте принимают участие Олег Кулик, группа «Синие носы», Сергей Шеховцов, будут представлены работы Тимура Новикова. В планах Броше — детский художественный конкурс, который пройдет в аэропорту одновременно с выставкой. «Мы столько времени проводим в аэропортах, а о нас, пассажирах, никто не думает, — объясняет он «Пятнице». — Хочется положительных эмоций, а не только чтобы объявляли каждые 10 минут, как в парижском «Шарль де Голль», «если вы оставите свой багаж без присмотра, он будет уничтожен». Выставка пройдет на разных площадках России, но в аэропорту ее покажут только в Новосибирске.
До середины октября в «Схипхоле» проходит выставка «Книги в эпоху Рембрандта» (решением ЮНЕСКО Амстердам объявлен «Мировой книжной столицей-2008»). Филиал Государственного музея Нидерландов показал в аэропорту 10 полотен мастеров XVII века, на которых изображены люди, читающие книги. Гордость экспозиции — портрет матери Рембрандта («Пожилая женщина за книгой»), выполненный Герардом Доу.
В Международном аэропорту Сан-Франциско все терминалы превращены в галереи, наряду с изобразительным искусством там экспонируются предметы и документы, связанные с историей авиации, из архивов музея и библиотеки, базирующихся в аэропорту. Диапазон текущих выставок: от собрания буддийских скульптур XV-XIX веков до «Истории пассажирского авиакресла».
Бизнес-центр
В графике одного дня делового человека могут быть встречи в разных уголках мира, и без бизнес-центра в аэропорту не обойтись. Отсутствие их в российских аэропортах, считает Харро ван Граафейланд, генеральный директор TNT Express в России, не меньшая проблема, чем наценка в ресторанах и плохая транспортная доступность: «Ситуации бывают разные, и нельзя исключать проведение переговоров в аэропорту, поэтому хотелось бы, чтобы они проходили в комфортных условиях». Генеральный директор «Финэкспертизы» Агван Микаелян признается, что ради деловой встречи ему приходится летать за тысячу километров, что довольно утомительно. «Приезжаешь, говоришь с партнерами и уезжаешь. Аэропорты-хабы могли бы стать центром коммуникаций. Например, ваш партнер находится в Чикаго. Чтобы долететь до него, вам нужно сделать пересадку в одном из городов, скажем, в Париже. Именно там можно было бы арендовать офис и провести встречу. Впрочем, подобные услуги уже начали предоставлять».
«Пальмовый атриум» отеля Kempinski, расположенный между терминалами в мюнхенском аэропорту, предлагает залы для проведения встреч, конференций и семинаров с участием 1000 человек. На территории венского аэропорта расположено три бизнес-парка, один из которых является штаб-квартирой Austrian Airlines, а Sofitel London Heathrow — вообще третье по величине в Великобритании бизнес-пространство, включающее 45 переговорных комнат, которые могут принять 2800 человек.
Спортивная площадка
В начале августа в аэропорту Мюнхена в третий раз прошел турнир по пляжному волейболу, ради которого сюда было завезено 750 тонн речного песка. Первые три дня проходили показательные выступления профессионалов, затем — турнир любительских команд, в День семьи (10 августа) чемпионы немецкой женской волейбольной лиги Rote Raben давали уроки игры всем желающим. В конце лучшие команды Баварии сразились за звание чемпиона.
По результатам опроса более 8 миллионов пассажиров, на основании которого в середине июля присуждается премия World Airport Awards, лучшим европейским аэропортом 2008 года был назван мюнхенский. Свою роль в этом сыграли не только удобная система сообщения между терминалами, но и многочисленные способы скоротать время, доступные пассажирам: автобусные туры по аэропорту, экскурсии для детей, кинотеатр на 60 мест, в котором показывают фильмы авиационной тематики, кукольные спектакли. На территории аэропорта есть паб Airbrau с собственной пивоварней, а в парке для посетителей ежемесячно устраиваются блошиные рынки. Заплатив 10 евро, любой посетитель аэропорта может выставить на продажу что угодно: от коллекции монет и антикварных ваз до игрушечной модели самолета.
Да — и полетели!
Амстердамский «Схипхол» представляет и вовсе неожиданную услугу: в аэропорту можно сыграть свадьбу. По словам Марка Эйкенса, руководителя свадебного сервиса аэропорта, за прошлый год у них поженились более 50 пар. Предлагается четыре базовых сценария: «Готов к взлету» — свадебная церемония на крыше терминала, под грохот турбин; «Полет в прошлое» — праздник в стиле авиации 30-х годов, когда 23 человека поднимаются на борт исторического Douglas DC-3, совершившего первый полет в 1935 году; «Билет в рай» — регистрация брака в аэропорту, а празднование в любой точке мира: жених, невеста и гости могут воспользоваться частным самолетом; и, наконец, самый популярный «Да — и полетели!», когда регистрация брака совершается непосредственно перед вылетом. «Многие пары, выбравшие сценарий “Да — и полетели!”, сообщали друзьям и родственникам о том, что поженились, разослав открытки прямо перед посадкой», — рассказал «Пятнице» Марк Эйкенс.
Этот сценарий только кажется экстравагантным. «Жаль, что у нас нет такой услуги», — говорит фотограф Максим Новиков. Ему довелось справлять свадьбу в аэропорту «Домодедово» — было весело, но сумбурно и неорганизованно. «Утром регистрация в ЗАГСе, а во второй половине дня регистрация на рейс, — рассказывает Максим. — Приехали с гостями на двух микроавтобусах, устроились в кафе “Пять звезд”: барная стойка на фоне аэропорта, вид на летное поле. Вместо рюмок и фужеров — стограммовые “мензурки”, как на борту самолета. Чокнулись, выпили, погуляли — и сразу на взлетную полосу».
/Ведомости/