Авиационные альянсы
Для человека быть членом какого-либо избранного клуба, общества или партии всегда приятно, ведь можно искренне думать, что новые собратья окажут тебе всяческую поддержку — по крайней мере, на словах, а оставшиеся «за бортом», будут страстно желать попасть в ваш круг.
Такое естественно для людей, но компании не станут входить в объединение, если не видят возможности получения от этого ощутимой выгоды.
В мире множество авиакомпаний, которые не конкурируют друг с другом, а имеют общие интересы — именно они и создают альянсы.
Альянсы не стоит путать с поглощением или слиянием. Авиакомпании остаются юридически полностью самостоятельными, но работа их проходит «в связке». У таких компаний единая система сбора данных и бронирования, они сообща планируют расписание своих рейсов, договариваются о совместных вылетах, помогают друг другу решать проблемы с отменой или задержкой рейсов и многое другое.
Ты не одинок
Крупных международных авиационных альянсов всего три: Star Alliance, oneworld и SkyTeam.
Star Alliance - самый крупный и старый — он был образован в 1997 году, объединив таких известных авиаперевозчиков, как Lufthansa, «Тайские авиалинии» и др. На сегодняшний день в Star Alliance входят 28 компаний из разных стран мира: Singapore Airlines, SWISS, польский LOT, Air Chinaи др.
Два года спустя – в 1999 - появился союз авиакомпаний Oneworld. На данный момент в его составе 11 перевозчиков (American Airlines, Iberia, Finnair, Japan Airlines и др.)
Альянс SkyTeam был основан в 2000 году, в него входят 13 авиакомпаний, среди которых Air France, Delta, Alitalia, KLM и «Аэрофлот».
Сами альянсы объясняют свое желание «дружить» стремлением к лучшему обслуживанию своих пассажиров: можно предлагать больше направлений, договориться о снижении цен на авиабилеты и сообща поддерживать единые стандарты обслуживания.
Но на caмом деле, в первую очередь авиакомпании заботятся о своей выгоде. Поэтому сообща они борются скорее не за, а против снижения цен. Кроме того, члену авиационного альянса всегда проще выйти на новый региональный рынок. Еще одним преимуществом является расширение маршрутной сети, или создание видимости ее расширения. Также в рамках альянса проще заключить код-шеринговое соглашение (когда перевозчик продает билеты на рейс, выполняемый самолетом другого авиаперевозчика). Более того, авиакомпания может вообще не выполнять, например, трансатлантических рейсов, но если покупатель через ее сайт ищет билеты на межконтинентальный перелет, ему предложат вариант с пересадкой: самолетом данной авиакомпании до какого-либо европейского города, а далее — партнерским.
В выигрыше при таких схемах все: первый авиаперевозчик не потерял лояльного клиента, а второй — клиента приобрел. И путешественнику удобней — не надо самому искать подходящие авиакомпании, рассчитывая время стыковок.
Друг моего друга
Главное в этой схеме то, что выгода для перевозчиков оборачивается плюсами и для туристов.
Основное преимущество - это, опять же, доступ к большей маршрутной сети. Например, члены Star Alliance ежедневно выполняют более 20 тысяч перелетов в 181-у страну мира. Самолеты Oneworld совершают 9,5 тысяч посадок в 150-и странах ежедневно. Пассажиры членов SkyTeam каждый день могут вылететь по 13-и тысячам направлений в 169-и странах.
Клиентам, планирующим «многоходовые путешествия», авиационные альянсы предлагают дополнительные бонусы. Так, у SkyTeam есть специальный тариф «Round the World Pass» (Кругосветный проездной). Если в течение года Вам предстоит совершить от 3 до 15 полетов, в том числе через Атлантику и Тихий океан, Вы сможете оплатить все билеты по единому льготному тарифу. При этом необходимо забронировать билет только на первый рейс, а направление и время для дальнейших перелетов можно уточнить позже, когда точно определитесь с планами.
Также существуют льготные «проездные» по Европе, Азии, Америке: при регистрации на любой трансатлантический рейс, авиапассажир получает право купить со скидкой несколько билетов на внутренние рейсы в выбранной части света.
Схожую практику имеют Star Alliance и Oneworld. Их кругосветные тарифы «Round the World Fare» также дают возможность забронировать по упрощенной схеме несколько авиабилетов для перелетов по странам Азии или Тихоокеанского региона.
Кроме того, любителям долгих авиапутешествий лучше иметь дело с авиакомпаниями, входящими в крупные альянсы, так как компании-партнеры подстраивают расписания друг друга, чтобы их клиентам удобнее было пересаживаться с рейса на рейс. При этом немаловажно и то, что, меняя несколько бортов разных перевозчиков, Вы проходите процедуру регистрации лишь один раз. Да и сама пересадка упрощается, ведь члены альянсов стараются базироваться ближе друг к другу. Вам не придется ехать с чемоданами на другой конец города или в другой аэропорт.
Так, в базовых хабах авиакомпаний-членов Oneworld все они размещаются рядом друг с другом. Например, в лондонском Хитроу авиакомпании Oneworld занимают терминал 3, а в токийском Нарита — терминал 2 (все, кроме British Airways).
Собратья по SkyTeam тоже держатся вместе: в Нарита они занимают терминал 1, в парижском аэропорту Шарля де Голля совместный зал 9-и членов альянса расположен в терминале 2.
Есть очень важное обстоятельство, о котором пассажиры могут и не подозревать, если они никогда не опаздывали на самолет. При пересадке, на которую отводится мало времени, или при задержке первого вылета, ответственность за опоздание пассажира на стыковочный рейс несет авиакомпания — и она же обязана отправить его следующим рейсом. При путешествии с авиакомпанией-членом альянса, Вас посадят на ближайший рейс любого ее партнера, что существенно увеличивает Ваши шансы не потерять время.
Также авиапутешественники могут столкнуться с такой ситуацией, когда количество проданных билетов больше, чем мест в салоне лайнера. В этом случае пассажиров, прошедших регистрацию последними, тоже отправляют в пункт назначения следующим рейсом любого из участника альянса.
Другая неприятная ситуация, в которую могут попасть пассажиры (особенно на рейсах с пересадкой), — это утерянный багаж. Членство компании в альянсе помогает существенно повысить оперативность розыска потери.
Например, на сайтах Star Alliance и Oneworld можно зайти в глобальную систему поиска багажа, ввести свои данные и узнать, не прояснилась ли судьба Ваших вещей, а также сообщить, куда доставить найденный багаж.
Объединившиеся компании стараются держать определенную ими планку качества. Например, члены альянса SkyTeam каждый месяц обновляют фильмы на трансатлантических рейсах, а стюардессы на их рейсах обязаны каждые 15 минут обходить салон на случай, если кто-нибудь из пассажиров захочет обратиться с вопросом. Но гораздо важнее наличие общих залов ожидания в узловых хабах мира — с беспроводным доступом в Интернет, баром, камерой хранения, массажными креслами и прочими услугами.
Кроме того, альянсы стимулируют входящих в них авиаперевозчиков активно осваивать новые технологии, вводить систему электронной регистрации на рейсы или онлайн-бронирования.
За что пассажиры любят авиационные альянсы, так это за совместные программы лояльности. Приятно, став однажды, например, участником программы «Аэрофлот Бонус», получать призовые мили и за перелеты на борту Alitalia или Air France.
Потратить накопленные бонусы можно по-разному: обменять на дополнительный авиабилет или повысить класс обслуживания.
Есть, конечно, и мелкие различия. Скажем, если при регистрации на рейс «Аэрофлота» Вам случайно не добавили бонусных миль, необходимо лишь заполнить форму на сайте «Аэрофлота» — и Вашу электронную заявку примут и рассмотрят. Но если такая же проблема возникла при регистрации на рейс авиакомпании-партнера, придется отправлять в «Аэрофлот» распечатку электронного билета и посадочный талон. В общем, все клиенты равны, однако свои «равнее». И все-таки, чем больше альянс, тем это выгоднее для пассажиров входящих в него авиакомпаний.