Статьи по пассажирским авиаперевозкам

Неземной вкус

 

Авиакомпании на своих рейсах стараются предлагать первоклассную кухню. Хотя у некоторых это вызывает возражения: они считают, что главной задачей авиакомпании - даже международной - является транспортировка пассажиров, поэтому обслуживание на борту может быть сведено к определенным средним стандартам без дополнительных излишеств, вроде изысканных бортовых меню.

 

Другие пассажиры, напротив, считают, что и так в современном транспорте слишком многое свелось к такому усредненному стандарту. Они одобряют хорошую кухню на борту самолета, ведь и она, в том числе, придает полету определенный шик.

 

Главными критериями, по которым путешественники оценивают статус перевозчика, чаще являются не степень надежности авиалайнеров или уровень подготовки пилотов, а такие факторы, как удобство кресел, вежливость стюардесс, наличие индивидуальных экранов в экономклассе и, разумеется, питание.

 

Два главных отличия самолетной еды от обычной - это особенности ее обработки и условия, при которых ее потребляют.

В салоне авиалайнера, летящего на большой высоте, вкусовые рецепторы начинают работать немного по-другому. В основном, это происходит под влиянием пониженного атмосферного давления. В Москве, например, нормальным считается давление в 760 мм ртутного столба (важны также погодные условия, но это уже детали). При полете лайнер набирает высоту в несколько тысяч метров, но на пассажиров не действуют заметные перегрузки, так как в салоне специально поддерживается давление около 600 мм ртутного столба. Такое давление переносится нормально, но разницу с привычным большинство авиапассажиров все-таки замечают: у одних закладывает уши, других начинает беспокоить зуб, а третьим хочется томатного сока.

Любителей томатного сока в полете оказывается всегда намного больше, чем на земле! И практически на всех рейсах томатный сок заканчивается раньше остальных.

Такую популярность томатов в небе ученые объясняют меньшей чувствительностью к сладкому при низком давлении и влажности. Поэтому спрос на нейтральный по вкусу томатный сок и обгоняет апельсиновый и яблочный, которые на высоте кажутся более кислыми, чем всегда.

Кстати, именно по той же причине многие продукты в полете получают клеймо безвкусных: при пониженном давлении хуже распознается еще и соленое. А вот специи даже на высоте не теряют своих качеств, так что пряные и острые блюда азиатской кухни имеют преимущество перед европейскими.

 

Чтобы определить, оценят ли пассажиры то или иное блюдо во время полета, крупные авиакомпании проводят наземные испытания своих «ланч-боксов». Singapore Airlines, например, проверяет новые блюда из своего меню в барокамере. Хоть и звучит это довольно непонятно, в реальности «барокамера» выглядит как небольшая комната, в которой установлены стол и несколько стульев, вот только давление в ней поддерживается такое же, как на борту летящего лайнера, а в двери находится встроенный иллюминатор. Дегустаторы пробуют здесь различные блюда и напитки.

 

Кроме давления на вкусовое восприятие во время полета влияют также влажность и шум. Эксперты установили, что, чем сильнее в салоне слышен шум авиадвигателей, тем меньше пассажирам нравятся предложенные блюда.

 

Как сильно бы авиакомпании не стремились усовершенствовать вкусовые достоинства своих блюд, главной их заботой все-таки является сохранение качества продуктов на необходимый срок. Ведь при пониженном давлении требования к условиям хранения и обработке пищи более строгие.

 

Основное питание авиаперевозчики заказывают у кейтеринговых компаний, продающих специально приготовленную еду, вместе с одноразовой посудой, салфетками, подносами, чайниками-кофейниками и прочим кухонным скарбом. В ланч-бокс одного пассажира входит примерно 15 предметов. Их расфасовывают по лоткам, подносам или коробкам, а затем загружают в тележки авиакомпаний. Именно в таком виде обеды и попадают на борт авиалайнеров.

 

В каждом московском аэропорту есть фабрики-кухни, поставляющие бортовое питание сразу нескольким авиаперевозчикам. Но чем солидней перевозчик, тем более он требователен к составлению своего меню. Иногда для консультаций по данному вопросу приглашаются именитые рестораторы.

 

Особенно угодить в гастрономическом плане авиакомпании стараются своим клиентам первого и бизнес-класса: в их меню включаются разнообразные изыски и блюда национальной кухни, тогда как пассажиры в экономклассе получают стандартный набор блюд.

 

Горячее питание на борту может быть двух видов: либо только что приготовленное и поставленное еще теплым, либо полуфабрикатом - и до готовности его доводят в бортовой печи.

 

Воздушная еда фасуется в лотки из фольги, которые называются касалетки. И, прежде чем попасть на откидной столик пассажира, она проходит некоторые преобразования. Изначально блюда готовятся под вакуумом, чтобы продукты не соприкасались с кислородом, а затем резко охлаждаются в специальной камере при температурах от -60 до -4 °С. Естественно, что после такой обработки вкус и вид пищи изменяется. Картофельное пюре, например, до разогревания на кухнях авиалайнеров больше похоже на желтые колбаски. Поэтому впечатлительным авиапутешественникам лучше не видеть продукты на предварительной стадии, чтоб не пропал аппетит. Зато срок хранения быстро замороженных продуктов намного дольше, для чего, собственно, и используется эта технология.

 

Еще одной причиной, в связи с которой продукты, используемые на ботовых кухнях, могут терять вкус, — это жесткие требования к их размерам. В каждом ланч-боксе должно быть одинаковое количество продуктов, но выращивать абсолютно одинаковые по размеру яблоки и помидоры является проблематичным для отечественных производителей. Поэтому их проще заказывать у иностранных поставщиков. А, учитывая, что при выращивании, добивались идеальной формы и размера, вкусовые качества могут потеряться где-то в этом процессе...

 

Когда же еда, собственно, попадает на борт самолета? На фабрике питания Домодедова, например, горячие блюда готовятся за 8 часов до вылета, закуски — за 6 часов. За 3 часа до взлета еда замораживается, а за 2 часа тележки с подносами доставляются в авиалайнер. Если обратный вылет должен произойти через час после посадки, бортовое питание приходится брать одновременно на оба полета.

 

Насколько разнообразно будет бортовое меню, определяет сама авиакомпания. И тут существуют некоторые «правила хорошего тона». Если пассажир, прилетевший утром в некоторый пункт назначения, вечером улетает обратно самолетом того же авиаперевозчика, считается, что блюда должны подаваться уже другие. На практике, к сожалению, многие перевозчики не заботятся об этом.

 

А вот утверждение «чем дальше полет, тем лучше меню» оправдано практически всегда. Самые изысканные, интересные и разнообразные блюда предлагаются как раз на дальнемагистральных рейсах. Особенно выделяются в этом плане авиакомпании развитых азиатских стран.

 

   
Яндекс.Метрика