Период стремительного роста московского чартерного авиарынка завершился. А вот региональная перевозка растет огромными темпами. Впервые в этом году количество чартерных авиарейсов из аэропорта «Домодедово», являющимся лидером в России по данному показателю, на наиболее массовых туристических направлениях не только не увеличилось, но даже уменьшилось. Так, по сравнению с прошлым годом, пассажиропоток в Тунис сократился на 30%, в Турцию, Египет и Хорватию – на 11%, в Испанию – на 2%. И, судя по темпам роста турпотока из региональных аэропортов, эти «недостающие проценты» теперь вылетают из регионов. Конец монополии Раньше региональные авиаперевозчики являлись монополистами и сдерживали экспансию московских конкурентов в «родном» хабе. Теперь же такое положение вещей уходит в прошлое. Так, например, еще недавно в аэропорту Ростова-на-Дону доминировал только один перевозчик – «Аэрофлот-Дон», и прошлой зимой от туда выполнялось лишь 2 еженедельных рейса в Египет. В этом же зимнем сезоне, помимо базовой авиакомпании, рейсы заявили также UTair (в Шарм-эль-Шейх) и S7 Airlines (в Хургаду и Шарм-эль-Шейх). Таким образом, если ранее из Ростова-на-Дону было дешевле лететь на отдых через Москву, так как местный монополист-авиаперевозчик удерживал высокие цены, то теперь большая доля туристов летит с юга России в Египет или Турцию напрямую. А Ростов-на-Дону стал еще одной ареной для конкурентной борьбы за пассажиров. В других регионах страны развитие ситуации идет по схожему сценарию: повышенный тонус рынку авиаперевозок придают столичные игроки. И, если раньше региональные программы заявляли от силы 5 - 6 столичных туроператоров, то теперь этот список значительно расширился. А крупные турфирмы, решившие остаться лишь на московском рынке, составляют на сегодняшний день незначительное меньшинство, и их политика выглядит крайне не дальновидной. Тюмень–Мюнхен В последнее время произошло резкое расширение географии чартерных перелетов. В расписании теперь можно найти рейсы, наличие которых еще пару лет назад казалось бы невероятным: Оренбург – Хургада, Тюмень – Мюнхен, Волгоград – Шарджа, Екатеринбург – Верона, Сургут – Бовэ, Ростов – Турин, Краснодар – Пардубице и так далее. Очевидно, что туристам из глубинки надоели неудобства из-за пересадок в Москве, и теперь они предпочитают прямые рейсы. И не смотря на то, что цена авиабилета на разовые чартеры дороже, чем на такой же билет из Москвы, клиенты согласны переплачивать. Прошли времена, когда в регионах пользовались спросом только дешевые туры в 3-4*, а региональные операторы до последнего дожидались появления горящих спецпредложений. Теперь спрос на дорогие турпакеты и отели 5* порой даже выше в провинции, чем в Москве. А высокий доход с продаж таких туров – важный фактор, заставляющий туроператоров продвигаться в регионы. Еще одной причиной столь резкого роста региональных чартерных перевозок является и отсутствие возможности расширения в Москве, где все давно уже поделено. Для расширения бизнеса турфирма должна искать новые рынки, не особо считаясь с рисками и затратами. Затраты, по оценке экспертов, могут быть как минимальными, если программа будет продаваться хорошо, а могут и составить сотни тысяч долларов, если туроператору придется бороться с не менее активными конкурентами и терпеть на первых порах убытки. В любом случае в эти затраты входят, помимо прямых расходов на организацию чартера, и расходы на исследование будущего рынка, его постоянный мониторинг, а часто и внушительные «представительские» на поддержание хороших отношений с местным аэропортовым начальством и администрацией. При этом любой туроператор застрахован от сюрпризов. Если в Москве, в случае конфликта с авиакомпанией или аэропортом, можно просто договориться с другим авиаперевозчиком или перейти в другой аэропорт, то в регионе, скорее всего такой возможности не будет. «Пулково» не сдается На сегодняшний день, примерно 60% питерских туристов летят отдыхать через Москву, и только 40% – напрямую. Этой зимой эксперты прогнозируют изменение данного соотношения зеркальным образом. Петербуржские операторы обещают увеличить объем перевозки в Египет из Санкт-Петербурга чуть ли не втрое. Таким образом, при выполнении заявленных программ, 60% питерских туристов будут летать прямыми рейсами из «Пулкова». Причиной, по которой, турфирмы еще полностью не переключились на местный аэропорт, является то, что «Пулково», пользуясь своей монополией, удерживает высокие расценки на чартеры – в среднем на 80–90 $ дороже за кресло, чем из Москвы. Поэтому сейчас туроператорам выгоднее отправлять своих пассажиров через Москву. Впрочем, ситуация с «Пулково» постепенно меняется к лучшему, и сомневаться, что питерский рынок авиаперевозок в ближайшее время станет более конкурентным, не приходится.