Самолетом в заграницу
О чартерных полетах порой рассказывают всевозможные ужасы. Между тем, чартер - это заказной рейс, не включенный в центральное расписание, и поэтому во многих аэропортах с большой интенсивностью полетов, в которые, как правило, и выполняются основные сезонные перевозки туристов, для выполнения таких рейсов сложно получить удобные слоты, и полеты выполняются, скажем, в 4 часа утра, когда проблематично добраться в аэропорт к началу регистрации, и туристам приходится приезжать в аэропорт заранее, проводя по 3-5 лишних часов перед вылетом.
Турфирмы точно так же, как и на чартеры, выкупают блоки мест на регулярные рейсы, но при этом ответственность авиакомпании перед пассажирами за задержки значительно выше и сумма компенсации, подлежащей выплате одному пассажиру, может доходить до 600-800 евро.
При любом чартерном договоре авиакомпания имеет возможность поменять время вылета, дату вылета. Такой рейс обходится дешевле. Используется самолет, который есть в наличии. Из-за того, что авиакомпания несет меньшую ответственность, чартерная перевозка дешевле. Не всегда чартер делается из-за того, что он дешевле. Например, на остров Бали нет регулярного рейса, поэтому на Новый Год приходится организовывать чартер. Либо в каких-то странах существует однозначность перевозчиков, но потребности в перевозках большие, поэтому составляется график чартеров. А вопрос ответственности регулируется договором.
Бояться чартерных перевозок не следует, если есть цепочка чартерных перевозок. По правилам должно быть резервирование рейса. Если сломался самолет, вам обязаны предоставить рейс на другом самолете. Проплата идет за две недели, рейс гарантированно оплачен, компания обязана вывезти туристов, и она это сделает.
Туроператоры используют и чартерные, и регулярные перевозки. Это зависит и от направления, и от объемов компании, потому что не везде их достаточно. Традиционно на крупных массовых направлениях у клиента есть выбор - лететь чартерным или регулярным рейсом. Если это регулярный рейс, то разница в цене будет, но незначительная. Чтобы клиент четко был уверен в своей перевозке, достаточно доплатить небольшую гарантию за рейс, что рекомендуется делать. Если задача получить минимальную стоимость тура, то туроператор берет на себя обязанность по перевозке, которую обязательно осуществит. Могут меняться рейсы, могут меняться типы самолетов в зависимости от загрузки, но редко. Поэтому главное для туристов - выбрать известного оператора, с которым авиакомпания никогда не будет портить отношения, и обратить внимание на авиакомпанию, которой он собирается лететь, и понять, что для него важнее - цена или качество.
Закон не пишется отдельно для регулярных и чартерных рейсов, есть Закон о правилах перевозок пассажиров и Закон о защите прав потребителей. Главная проблема в том, что наши туристы не отстаивают свои права по закону. Если бы они это делали, турбизнес и авиакомпании сильно бы улучшили свою работу. Речь идет о часах, в течение которых не предоставляется оплаченная услуга. Перевозка - это услуга, поэтому за просрочку исполнения услуги следует штрафовать на 3 процента в час. Все, что записано в каких бы то ни было подзаконных актах и противоречит законам и ущемляет права потребителей, считается ничтожным, поэтому отвечать придется по закону, а не по тому, что написано в билете.
В принципе, задержка чартерного рейса - из ряда вон выходящий случай. То же самое, и не реже, бывает и на регулярных рейсах.