Не опоздай - первая заповедь. Даже если пользуешься личным самолетом, взлетаешь не когда вздумается, а в строго определенное время. Не раньше и не позже. Потому что другие тоже хотят, а всем вместе и одновременно нельзя.
В аэропорт рекомендуется прибыть за 2 часа (по правилам) и лучше всего - плюс 20 минут ("на всякий случай") до отлета. Этот дополетный люфт необходим отнюдь не для того, чтобы обмениваться с провожающими прощальными всхлипами. В разных аэропортах для регистрации билетов отводится разное время. Поэтому следует обязательно уточнить предельный срок при оформлении (покупке) авиабилета, так как авиакомпания-перевозчик вправе распорядиться местом опоздавшего на регистрацию пассажира по своему усмотрению.
Для регистрации необходимо предъявить авиабилет и загранпаспорт представителю авиакомпании, который выдаст посадочный талон, где указано место в лайнере, и оформит багаж. (Между прочим, комфортнее всех чувствуют себя минималисты: если весь багаж состоит из рюкзака, то не грозит нервотрепка по поводу нормы бесплатного провоза и возможной кражи-пропажи любимого смокинга).
Во время регистрации всегда решаются и, так сказать, "местные" вопросы. Пассажир с маленьким ребенком требует первый ряд салона – возле люльки и подальше от курильщиков. Обычно требование удовлетворяется, особенно если предусмотрительный гражданин заранее (возможно, еще дома!) заполнил бланк таможенной декларации и не толпился в очереди, а нашел пустующую таможенную стойку. Курильщик же просит регистратора отметить в посадочном талоне, что полетит рядом с себе подобными. Отсеки для курящих расположены в конце салонов. В очень большом самолете, где может быть два или даже три салона экономического класса, обычно последний предназначен для курящих.
Правда, заботясь о здоровье, безопасности и удобствах своих пассажиров и учитывая международные тенденции в области предоставления услуг, направленные на создание экологически чистого пространства на борту, многие авиакомпании ввели запрет на курение в полете в салонах всех классов обслуживания на рейсах любой продолжительности.
Кстати, именно при регистрации начинается классовое разделения пассажиров. Те, кто раскошелился на первый класс, могут провести время перед вылетом в специальном зале ожидания аэропорта, где им предложат бесплатные алкогольные напитки и легкие закуски (и может быть, фирменные подарки от авиакомпании). Для них предусмотрены не только дополнительное удобство в виде отдельной стойки регистрации, но и посадка в лайнер осуществляется в первую очередь.
Но даже эти привилегированные граждане могут лишить себя приятного воздушного время провождения, если забыли взять с собой авиабилет, действующий заграничный паспорт с открытой визой (в некоторых случаях может потребоваться ваучер на гостиницу и другие документы, необходимые для въезда, официальную информацию о которых надо получить заранее в консульстве той страны, куда предполагается лететь). Ибо, говоря суконным языком инструкций, только пассажир несет ответственность за надлежащее оформление документов и соблюдение всех законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов страны, с территории, или на (через) территорию которой осуществляется перевозка, относящихся к выполнению паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и других формальностей. А авиакомпания вправе не допустить к полету пассажира с не оформленными надлежащим образом документами.
Мало приехать в аэропорт рано, надо успеть зарегистрироваться за 40 минут до вылета. Кто не успел, тот, естественно, опоздал. Бывалый пассажир знает, что если время регистрации заканчивается, надо бежать к специальным стойкам для опаздывающих. Однако, ежели уже понятно, что никак не добежать, билет рвать не стоит. Имеет смысл вспомнить по какому тарифу он куплен: если билет в первый или бизнес-класс (и тем более - полугодовой), то можно перебронировать его в агентстве авиакомпании или в кассах аэропорта без каких-либо доплат, или даже улететь по этому же билету следующим рейсом (при наличии, конечно, свободных мест). Если билет с фиксированной датой, то придется произвести доплату. Опоздание пассажира с самым дешевым билетом льготного тарифа чревато тем, что билет просто аннулируется, а пассажир покупает новый. Если билет приобретен в агентстве авиакомпании, то сама авиакомпания не имеет права перебронировать билет или взять доплату - придется обратиться в агентство и действовать через него.