Человек, который впервые летит за границу, думает, что для этого достаточно, отсчитав некую валютную сумму, сунуть свои купюры в окошечко кассы и гордо назвать предполагаемое место приземления. И что же в результате он получит? Правильно: билет. И солидно полетит, так сказать, "по полной программе".
Какой уважающий себя кассир станет объяснять, например, что людям до 26 лет положен билет по так называемому МОЛОДЕЖНОМУ ТАРИФУ, намного более низкому, чем не только обычный, но и все льготные тарифы?
Есть еще некоторые "билетные хитрики". Например, если человек собирается находиться в стране, в которую летит, больше одной недели, но меньше месяца, то он имеет право на приобретение билета по тарифу APEX, который тоже намного дешевле обыкновенного. Правда, следует знать, что на некоторых (наиболее загруженных) направлениях действует не APEX, а чуть-чуть более дорогой PEX. Hо все равно он дешевле обыкновенного тарифа экономического класса.
Итак, к стандартным международным тарифам относятся – SUPER APEX, APEX, экскурсионный, годовой, молодежный, детский, групповой, семейный. Они установлены Международной ассоциацией авиаперевозчиков (IATA). Правда, далеко не все авиакомпании предоставляют своему клиенту этот полный набор, и не у всех имеются молодежные скидки или групповые льготы. Система групповых тарифов наиболее развита на юго-восточных курортных направлениях, получить же билет по льготному групповому тарифу куда-нибудь в Западную Европу гораздо проблематичнее.
Цена авиабилета зависит от маршрута и продолжительности перелета. С другой стороны, она определяется сроками действия того или иного тарифа, т.е. чем короче срок действия, тем билет дешевле. Так, например, цена билета по тарифу SUPER APEX или APEX всегда на 50-60% ниже цены билета по годовому тарифу. Тарифы более продолжительного времени действия (их называют тарифами с открытой датой) гораздо удобнее тарифов "ограниченных". Поэтому, если вы точно знаете сроки вылета и возвращения, выгоднее купить билет с фиксированной датой.
Среди тарифов с жесткими, ограниченными сроками действия наиболее распространен тариф с фиксированной датой – SUPER APEX, действующий в течение месяца. В билете нельзя менять сроки вылета и возвращения. При крайней необходимости SUPER APEX допускает изменение даты обратного вылета. Но сделать это надо не позднее, чем за 72 часа до даты вылета. За эту услугу пассажиру придется доплатить до полной цены билета по годовому тарифу экономического класса. Как показывает практика, размер этой доплаты в несколько раз превышает общую цену билета по тарифу SUPER APEX.
Если пассажир по каким-либо причинам вообще не вылетел в пункт назначения в тот день, который указан в билете, то билет SUPER APEX по направлению "туда" пропадает, а билет "обратно" продолжает действовать. У одних авиакомпаний билет, купленный по тарифу SUPER APEX, обязывает пассажира пробыть в стране не менее семи дней. У других – этот срок ограничивается ближайшим по отношению к дате вылета воскресеньем.
APEX – также тариф с фиксированной датой, но его срок действия – три или шесть месяцев. В этом тарифе также нельзя менять даты вылета и возвращения. APEX обязывает пассажира пробыть в стране назначения хотя бы до ближайшего воскресенья.
Билеты, приобретенные по тарифам SUPER APEX и APEX, подлежат возврату только в том случае, если сдаются за сутки до начала срока своего действия. Тогда пассажир получит 50% от цены билета.
Более широкие возможности дает экскурсионный тариф. Он позволяет пассажиру в течение двух-трех месяцев без доплаты менять даты вылета-возвращения. Чтобы изменить дату, надо обращаться в авиакомпанию не позднее, чем за 72 часа до начала действия билета.
Билет, купленный по данному тарифу, возврату не подлежит. Если пассажир решил сдать обратный билет, но при этом уже использовал купон "туда", деньги за обратный купон ему вернут, но из общей суммы, заплаченной за дорогу "туда - обратно", будет вычтена цена за дорогу в одном направлении. А полная цена билета в одну сторону - почти такая же, как цена билета "туда - обратно".