Авиакомпании-дискаунтеры, появившиеся в конце прошлого века и экономящие буквально на всем, к настоящему времени кардинально изменили рынки региональных авиаперевозок Европы, Северной Америки и Азии. Казалось бы, Россия с ее достаточно неразвитой транспортной инфраструктурой представляет собой крайне перспективный рынок для низкобюджетных авиаперевозчиков. Но пока в России действует только один авиадискаунтер, а этим летом, вероятно, появится второй.
Авиакомпании, сделавшие полеты дешевыми
К концу ХХ века для значительного числа людей в США, Европе и Азии постоянные авиаперелеты стали повседневностью и насущной необходимостью. Вместе с тем постоянно выкладывать внушительные суммы, пускай и за комфортные перелеты на авиалайнерах флагманов мировой авиации, даже западному среднему классу весьма накладно.
В этих условиях как грибы расплодились новые низкобюджетные авиаперевозчики. Сейчас во всем мире насчитывается более 100 дискаунтеров, которые в основном осуществляют среднемагистральные рейсы, оккупировав рынки региональных авиаперевозок.
Главный принцип деятельности классического авиадискаунтера: низкая стоимость билета обеспечивается за счет сведения издержек до минимума всеми возможными средствами. В результате чего маржа у низкобюжетных авиакомпаний намного выше, чем у традиционных флагманов авиаиндустрии.
Бизнес-класс у классического авиадискаунтера отсутствует по определению, ряды кресел стоят плотно, как в городском автобусе. Никаких занавесок на окнах, у сидений может не быть подголовников. Вес разрешенного багажа намного меньше, чем у обычных авиакомпаний, и тащить его до самолета часто приходится самим пассажирам, если не помогут члены экипажа. В целях экономии уборку салона после рейса проводит сам летный состав или не проводит вовсе, поэтому салоны авиадискаунтеров часто выглядят неопрятными.
Полное отсутствие бесплатного сервиса как в воздухе, так и на земле – одно из основных правил авиадискаунтеров. Еды на борту низкобюджетного авиапервозчика могут вообще не предложить, а если предложат, то и за стакан воды придется платить. Вдобавок авиадискаунтеры, как правило, осуществляют полеты во второстепенные, неудобно расположенные аэропорты, плата за обслуживание в которых меньше.
Зато теперь без всяких необязательных излишеств, к примеру, внутри Европы можно летать менее чем за 100 и даже 50 евро. Правда, при отказе от полета надо быть готовым к тому, что никаких денег вам не вернут.
На оживленных маршрутах дискаунтеры выполняют рейсы едва ли не каждые полчаса, и самолеты отправляются в полет как маршрутные такси, пока не заполнится салон. При этом тот, кто первым закажет билет, заплатит меньше, по мере же заполнения салона цена билетов возрастает.
Классический представитель авиадискаунтера «без излишеств» - компания Ryanair. Она начинала как крохотный авиаперевозчик между Ирландией и Великобританей. Но благодаря агрессивной политике своего харизматичного гендиректора Майкла О`Лири к настоящему времени превратилась в крупнейшую авиакомпанию на внутриевропейских маршрутах.
Помимо строгого контроля над расходами Ryanair значительно увеличивает свою прибыль от продажи дополнительных услуг: страховых полисов, лотерейных билетов, мест в отелях, питания на борту, доплаты за сверхнормативный багаж, реализации рекламных площадей в самолетах. Уверенный рост дополнительных доходов Ryanair позволяет главе компании О’Лири заявлять, что со временем авиабилеты на рейсы Ryanair станут бесплатными, а авиакомпания будет получать доход от других источников.
Основной конкурент Ryanair – британская easyJet, вторая по величине низкобюджетная авиакомпания Европы. Компания easyJet, так называемый авиадискаунтер «с удобствами», делает ставку на то, чтобы привлечь более состоятельных и требовательных пассажиров. Она предлагает некоторый сервис на борту и выполняет полеты в самые удобные и популярные аэропорты континента по самым низким ценам.